В сети можно встретить кучу вебинаров, курсов и методик, которые обещают открыть волшебный секрет, позволяющий вам учить по 1000 английских слов за неделю. Или, в других вариантах: 100, 500 или даже 1200 (!) слов в день. Оставляя подобные обещания на совести их авторов, давайте поговорим о том, как, вообще, происходит запоминание слов, и как, зная эти особенности, помочь себе запоминать более эффективно, какими средствами можно для этого пользоваться.
А начнем вот с чего: нужно ли вообще учить (в смысле заучивать списками) английские (и вообще, иностранные) слова.
Содержание
Нужно ли заучивать списки английских слов?
Первый мой опыт изучения английских слов списками состоялся в возрасте лет восьми. Решив выучить английский язык, я достал с книжной полки толстый словарь, открыл первую страницу, и вдумчиво и сознательно прочитал первую словарную статью. Словом, которому так повезло, было наречие aback (помню до сих пор!). Однако, после такого бодрого начала затея с треском провалилась – на изучения следующего слова запала уже не хватило…
Идея «выучить все английские слова» действительно лежит на поверхности. «С английским у меня хорошо, только слов знаю маловато, подучить бы» – так часто описывают свой уровень начинающие студенты. Многие методики действительно используют эту идею – от заучивания слов к пройденному юниту в технических вузах до электронных словарных карточек в онлайн-курсах.
Противоположный (естественный) подход к изучению языка утверждает, что заучивать списки – бесполезное занятие; единственный способ выучить слово всерьез и надолго – это несколько раз встретить его в читаемом тексте, в результате слово совершенно естественным образом навсегда засядет в памяти.
Итак, кто же прав, нужно ли учить слова списками? Мне кажется, истина, как обычно, посередине.
С одной стороны, язык – это не только набор слов (и уж тем более – не только набор грамматических правил). Если бы знание иностранного языка заключалось бы в знании перевода слов, достаточно было бы научиться быстро искать слово в словаре – и вот вы знаете язык не хуже любого переводчика. Но это ведь так не работает, правда?
Именно поэтому идея, что слово должно встретиться естественно в текстах, которые вы читаете и в фильмах, которые вы смотрите – и запомниться естественно – очень правильная. Вы не только встречаете и невольно запоминаете новые слова, вы еще и привыкаете к грамматическим конструкциям, и, самое главное – развиваете в себе «чувство языка» – когда вы «подсознательно» чувствуете, как надо сказать, какие слова использовать.
С другой стороны, у такого «естественного» подхода есть пара серьезных недостатков. Прежде, чем все популярные слова встретятся в текстах и осядут в голове, потребуется немало времени. А что делать, если вы ограничены во времени и вам нужна максимальная скорость изучения языка? Или вам нужно выучить именно список слов: для поездки на лыжный курорт (лыжи, спуск, подъемник); шопинг тура (размер, фасон, скидка); участия в конференции нефтегазовой тематики (возгонка, трубопровод, нелегальная врезка).
Тут способ «долго читать тексты и ждать пока все само запомнится» не подходит – нужно учить списки слов.
Кроме этого, вы можете дополнять изучение языка изучением списков когда, например, вы уже разобрались с основной грамматикой. То есть если, глядя на предложение, вы часто понимаете, что здесь «кто-то делает что-то каким-то образом», но вот значения конкретных слов не знаете – возможно, пришло время просто поучить слова.
Подводя итог: разучивание списков – неплохое дополнение во время изучения английского. Самое главное, не переусердствуйте – не забывайте, что это лишь дополнение к тому, что вы уже делаете. Оно не заменит ни изучение грамматики, ни чтение книг и просмотр фильмов, ни общение с людьми.
Как происходит запоминание слов
Итак, вы встретили (в тексте или в списке – неважно) иностранное слово. Подумали, что оно пригодится в дальнейшей жизни и решили его выучить. Повторили несколько раз слово и перевод, и вот, кажется, дело сделано – словарь пополнен еще одной единицей. Но стоит попробовать вспомнить это слово через неделю – пустота… Почему так происходит?
Дело в том, что связи, которые образовались в нашей голове после однократной встречи с новым словом, весьма непрочные. Через голову проходит огромное количество информации и вечно хранить слово, которое вы встретили лишь один раз, не получается. Мозг просто не будет тратить усилий на такое, с его точки зрения бесполезное занятие. Если изобразить это на графике – вот так вот выглядит то, что вы помните о новом слове по истечению некоторого времени. По-научному такая кривая так и называется – «кривая забывания»
Как только память о слове опускается ниже определенного уровня – все, вспомнить его невозможно. Что делать? Повторить это слово как раз перед тем моментом, когда оно забудется. Связи, которые образовались в голове со второго раза, уже намного прочнее. Мозг видит, что встреча с этим словом не случайность и хранит его уже с бОльшим усердием. Результат – выученное слово будет забываться уже немного медленнее.
Точно так же нужно повторить слово еще несколько раз – все время увеличивая интервал между повторениями. Через несколько повторений связи будут настолько прочными, что для забывания потребуются месяцы и годы (а за это время вы наверняка встретите это слово еще где-нибудь).
Конкретные сроки, когда именно надо повторять выученные слова зависят от индивидуальных особенностей студента. В среднем же рекомендуется последовательность: через несколько часов, на следующий день, через 3 дня, через неделю, через месяц, через полгода.
Именно на этом принципе – повторение с увеличивающимися интервалами (по-английски такой прием называется «spaced repetition»), и основаны все системы запоминания иностранных слов. Сама идея не нова – психологи предложили идею повторения с увеличивающимися интервалами еще в 30-х годах XX века.
Инструменты, которые можно использовать для поддержания этого ритма могут быть разными. Вот, например, два из тех, которые я встречал:
- Выучив слова определенной темы, вы составляете график их будущих повторений в специальной таблице. Потом, заглядывая в нее каждый день, вы понимаете: ага, сегодня у меня второе повторение темы «животные», а завтра – третье повторение темы «моя семья». Такую табличку я видел в одной из московских сетевых школ английского, причем сам метод преподносился, как какое-то невероятное ноу-хау.
Такой метод будет работать, хотя потребует заметной самодисциплины: вам надо аккуратно заносить информацию в график повторений и четко ему следовать, повторяя списки снова и снова.
- Коробки. В смысле, буквально, коробки (например, из-под обуви), в которые надо складывать карточки с изучаемыми словами. Сами коробки помечены – «повторять каждый день», неделю, месяц, полгода. Выучивая слова, вы перекладываете карточки из одной коробку в другие. Выучил – в следующую коробку, ошибся – возвращаем карточку в первую коробку. Я услышал о такой системе в одном из «уникальных вебинаров» по «запоминанию 200 слов за один час». Впрочем, потом оказалось, что система эта называется «системой Лейтнера» и была разработана еще в 70-е годы прошлого века.
Плюс, по сравнению с предыдущим методом – не приходится лишний раз повторять те слова, которые уже выучили, вы можете уделять больше времени тем словам, с которыми возникают трудности.
Кроме этих двух, конечно же существует множество программ и сайтов которые помогают в выучивании списков. О том инструменте, который понравился мне – в конце материала. А пока посмотрим на вторую составляющую успешного запоминания иностранных слов.
Мнемотехника
Связи, которые появляются в голове во время запоминания новых слов, будут тем прочнее, чем больше уже существующей информации вы задействуете для запоминания. Поэтому центральный инструмент в любой тренировке памяти – запоминание с помощью ассоциаций, то есть привязывание новой информации к тому, что вы уже знаете. По-научному такой способ называется «мнемоника» (от имени греческой богини памяти Мнемосины), и именно он позволяет запоминать новые слова намного успешнее, чем просто механическое повторение.
Новое английское слово может быть похоже на русское слово; на английское слово, которое вы уже знаете; на слово из другого, знакомого вам языка. Название города, персонажа книжки, технического термина, имя сотрудника из соседнего отдела – все подойдет для создания ассоциации. Свяжите их в своей голове. Придумайте пару фраз, в которых знакомое и незнакомое слово используются вместе.
Еще один секрет создания успешной ассоциации – эмоции. Придумывая ассоциации к новому слову, придумайте что-то, что вам действительно нравится, что вызовет волну приятных воспоминаний. Задержитесь на секунду, соединяя в голове слово и представляя этот приятный образ – такая ассоциация будет работать намного лучше.
Не надо бояться абсурдных или, может быть, даже неприятных ассоциаций. Вы же знаете, как сложно бывает выкинуть из головы какую-нибудь странную ерунду, которая в ней застряла? Так устроена наша память, и теперь эту особенность вы можете использовать для изучения иностранных языков. Придумывая ассоциацию к новому слову, подумайте о чем-то странном, абсурдном, может быть даже раздражающим или неприличном. Чем эмоциональнее вы относитесь к придуманной ассоциации, тем прочнее слово останется в памяти. Не стесняйтесь и не ограничивайте себя в выборе ассоциаций: их выбор – ваше личное дело и никого не касается.
Программы и приложения для заучивания слов
Теперь вернемся к повторению слов. Очевидная идея – почему бы не поручить следить за соблюдением интервалов между повторениями компьютерной программе. И действительно, существуют десятки программ и сайтов, позволяющих автоматизировать запоминание карточек и перекладывание их по виртуальным коробкам: погуглите «flash cards online», чтобы найти популярные сервисы.
А вот, что понравилось лично мне (и поэтому с удовольствием порекомендую этот сервис и вам): memrise.com. Занимаюсь уже несколько месяцев (учу итальянские слова), пока вроде не надоело. Вот что в нем есть прекрасного:
- Spaced repetition. Повторение с увеличением интервала, здесь полностью автоматизировано и выполнено в форме игры. Слова – это цветы, которые вы сажаете в своем саду, а повторения, это поливы, которые необходимы для успешного роста. Программа постоянно напоминает, что выученные слова нуждаются в «поливе». Впрочем, эта «игровая» часть минимальная и не совсем напрягает.
- Crowdsourcing. Контент, т.е. наборы слов для изучения создают сами пользователи. Таких курсов создано уже более 150 тысяч. Среди них не только курсы для изучения иностранных слов (для изучения доступны 500 языков), но и экзотические вещи – азбука Морзе, столицы государств, авторы классических музыкальных произведений или имена покемонов.
К сожалению, большинство курсов предназначены для англоязычных пользователей, а для русскоязычных, кто изучает английский – есть лишь несколько сотен. Не все они одинаково полезны, но даже если ни один не подойдет – можно создать свой. - Готовые ассоциации. Это одна из главных фишек memrise – готовые ассоциации, которые пользователи добавляют к изучаемым словам. Если у вас нет сил придумывать свои ассоциации – попробуйте те, что уже придумали другие пользователи – среди них встречаются очень интересные.
- Если ни один из существующих курсов вам не подошел – в несколько кликов можно создать свой персональный курс с теми словами, которые вы хотите выучить. Вообще, memrise можно использовать как инструмент для запоминания любых данных – от списка исторических дат, которые надо выучить к контрольной до дня рождения тещи и дня годовщины свадьбы.
- И последнее, что было важно для меня, как для человека, который проводит несколько часов в день в электричке по дороге с работы и на работу – приложение для iPad, которое почти полностью повторяет функции, доступные на сайте.
И, забыл сказать, все это полностью бесплатно. То есть даром. Пожалуй хватит о memrise, пока не перехвалил.
Update: Прошло 5 лет, и я по-прежнему считаю memrise лучшей программой для запоминания слов. Итальянский я, так уж получилось, забросил, но memrise оказался бесценным инструментом для изучения китайского – уровень в 2500 иероглифов почти что достигнут.
Итак, надеюсь, с тем, как происходит запоминание слов, стало чуть понятнее. Вряд ли вам стало доступно запоминание 100 слов в час, но зато теперь вы знаете, что делать, чтобы слова в голове задерживались чуть дольше. Это, во-первых, повторение с увеличивающимися интервалами (spaced repetitions) и, во-вторых, ассоциации. Ну а если вы подберете программу, которая сможет этот процесс автоматизировать – результаты не заставят себя долго ждать.
Ссылки по теме
Об интервальных повторениях (Википедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Интервальные_повторения
О системе Лейтнера (Википедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Система_Лейтнера
О сервисе Memrise
http://www.memrise.com/about/
Статьи по теме: